События 

 

Как разработки самарских IT-специалистов помогают жителям в период пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений

Круглый стол на эту тему прошел в пресс-центре «Самарского областного вещательного агентства». Во встрече приняли участие заместитель председателя Правительства Самарской области — руководитель департамента информационных технологий и связи Константин Пресняков, руководитель проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрий Камынин, генеральный директор компании «ИРТех» Олег Исайкин, генеральный директор НТЦ «Право» Светлана Филатова.

Год онлайна и дистанта

Подводя итоги уходящего года в цифровой сфере региона, Константин Пресняков отметил, что основной акцент был сделан на развитие средств удаленной работы и коммуникаций, на увеличение количества услуг, которые граждане могут получить в удаленном формате без посещения органов исполнительной власти. Ярким примером стала первая в России госуслуга, которая оказывается с мая по настоящий момент в удаленном формате — выплата на детей от 3 до 7 лет, учрежденная Президентом страны.
Другая примета 2020 года — переход большого количества сотрудников IT-компаний (и не только) на удаленный режим работы. При этом теперь многие работодатели рассматривают вариант «удаленки» как основную схему работы на будущее.

Большое внимание было уделено средствам телекоммуникации — операторы сотовой связи и провайдеры сети Интернет приложили массу усилий для развития своей инфраструктуры и повышения качества связи. В этом году в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» к сети Интернет в регионе было подключено 270 социально значимых объектов в рамках госконтракта — это в том числе школы, ФАПы, другие учреждения. Сверх контракта удалось подключить еще 10 объектов. В 2021-м будет подключено 352.

— Если говорить об итогах работы департамента информационных технологий и связи, в этом году мы были ориентированы на повышение популярности регионального портала «Госуслуги», — подчеркнул Константин Пресняков. — Было создано 84 интерактивные формы, которые дают возможность гражданам подавать заявления на получение тех или иных услуг в электронном виде. В перспективе на 2021-2023 годы нам поставлена задача минимум 95 % социально значимых услуг — а их сейчас 169 — перевести на оказание в электронном формате.

IT по-самарски

По словам Дмитрия Камынина, год пандемии коронавируса стал для многих предприятий цифровой сферы проверкой на прочность и на качество производимого продукта. Появились специализированные конкурсы, для участия в которых было подготовлено более 20 заявок от самарских участников. Один из них – конкурс Российского фонда содействия инновациям «Социум-ЦТ», призванный поддержать инновационные проекты, направленные на развитие цифровых сервисов, помогающих улучшить качество жизни во время расцвета онлайн. Одним из победителей этого конкурса стала компания «ИРТех», специализирующаяся на разработках в сфере образования.

- Весной этого года стало понятно, что система образования не готова к дистанционной работе, — рассказывает руководитель компании Олег Исайкин. - С трудностями столкнулись многие регионы по всей стране, и нам пришлось быстро дорабатывать системы, помогать в поддержке серверных площадок. В результате появился инструмент, который мы подали на конкурс и одержали победу. Раньше наш продукт представлял собой именно систему управления образовательным процессом. Теперь он включает еще ряд функций, которые сделали более удобным и эффективным общение педагогов с учениками и родителями в удаленном формате. Серьезную поддержку в подготовке конкурсной заявки оказал проектный офис цифрового развития Самарской области.

Это цифровое решение предполагает интеграцию с популярными сервисами удаленного обучения и с сервисами видео-конференц-связи. Разработка апробирована в 16 регионах страны и в целом одобрена пользователями.

Второй проект-победитель создан специалистами НТЦ «Право» и связан с процессом управления профессиональными рисками, который является обязательной процедурой для всех предприятий.

— Если с первой частью работы по расчету рисков на бумаге компании еще как-то справлялись, то контроль и управление этими процессами вызывал трудности, — рассказывает руководитель компании Светлана Филатова. — Получалось, что организациям было сложно выполнять требования законодательства по охране труда. Наша разработка — это портал, который является компетентным помощником в области построения эффективной системы управления охраной труда на предприятиях. Руководитель в любой момент может воспользоваться готовой эталонной базой знаний, собранной на портале, и адаптировать их под свое предприятие. Более тысячи компаний по всей стране, пользуясь этой системой, смогли быстро сориентироваться и избежать ситуации полного локдауна. К конкурсу мы готовились совместно с проектным офисом цифрового развития Самарской области, и в настоящее время наш проект на федеральном уровне имеет движение.

Это лишь малая часть примеров IT-разработок самарских специалистов, появившихся в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции. На самом деле их гораздо больше, и все они способствуют повышению качества жизни в период активного использования онлайн-технологий.

СОВА