Проекты 2011 года 

 

Создание системы автоматизированного межведомственного взаимодействия

Актуальность внедрения

В настоящее время приоритетным направлением в части создания в Российской Федерации электронного правительства является предоставление информации о государственных и муниципальных услугах, оказание услуг в электронной форме и формирование за счет этого оптимальных условий для создания информационного общества.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 июля 2012 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, уже не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в их распоряжении. Другими словами гражданину больше не придется самостоятельно собирать огромное количество справок для того, чтобы наконец-то получить одну единственную услугу. К тому же с помощью портала государственных и муниципальных услуг обеспечивается возможность получения заявителем результатов предоставления государственной или муниципальной услуги. Все эти возможности стали реальными в результате создания системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) как подсистемы интеграционной шины электронного правительства Самарской области (далее – ИШ ЭП СО).

Цели и задачи

Для удобной работы с СМЭВ был создан некий интерфейс пользователей – система автоматизированного межведомственного взаимодействия (далее – САМВ). САМВ представляет собой программный комплекс и предназначен для оказания услуг в электронном виде, в том числе организации обмена информацией между органами власти, на базе существующей инфраструктуры электронного правительства Самарской области: регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее – РПГУ), региональной системы межведомственного электронного взаимодействия ИШ ЭП СО, Автоматизированной информационной системы Многофункциональных центров (далее – АИС МФЦ).

Данное решение предназначено для тех организаций, у которых нет собственных ведомственных информационных систем, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия и позволяющих запрашивать необходимые сведения/получать на них ответы в рамках оказания услуг в электронном виде.

Архитектура САМВ

Схема оказания услуг на базе САМВ:

1. Получатель услуги может подать заявление на оказание услуги одним из нескольких доступных способов: через РПГУ, через МФЦ, непосредственно обратившись с заявлением в орган (организацию), оказывающую услугу.

Заявления на оказание услуг, для которых не разработано электронных форм подачи заявлений, могут подаваться через унифицированный интерфейс с возможностью прикрепления заполненных шаблонов документов, описанных в регламенте оказания услуги реестра услуг, размещенного на РПГУ.

2. Заявления, поступившие в электронном виде через РПГУ и АИС МФЦ, передаются через созданный для этой услуги веб-сервис на ИШ ЭП СО в САМВ, где попадают в блок обработки входящих запросов соответствующего ведомства.

3. Операторы ведомства, ответственные за оказание услуги, принимают пакет документов к рассмотрению, либо отклоняют его. Если пакет принят в обработку, соответствующее уведомление передается в личный кабинет заявителя на РПГУ. Оказание услуги производится в соответствии с регламентом ее оказания, размещенному в реестре услуг, и доступному оператору ведомства.

4. В соответствие с Федеральным законом от 30.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в ходе оказания услуги, органу (организации), предоставляющей услугу, могут потребоваться дополнительные документы, которые должны быть получены посредством межведомственного обмена. Для возможности осуществления запросов со стороны оператора предназначен блок 2. С его помощью оператор может формировать запросы к соответствующим сервисам межведомственного обмена, опубликованными на ИШ ЭП СО, в рамках оказания соответствующей услуги. Запросы межведомственного обмена подписываются ЭЦП оператора.

5. Для органов, в которых нет соответствующих ведомственных информационных систем, готовых предоставлять информацию, необходимую в рамках межведомственного обмена, предназначен блок 3, позволяющий операторам в ручном режиме рассматривать поступившие через ИШ ЭП СО запросы, и предоставлять на них ответы, подтверждаемые ЭЦП оператора.

6. По окончанию обработки заявления, информация о результате оказания услуги сообщается заявителю, в зависимости от способа подачи заявления на оказания услуги.

Использование данного решения позволило:

1. Создать платформу для межведомственного обмена информацией в электронном виде, обеспеченную средствами подтверждения значимости передаваемой информации при помощи ЭЦП.

2. Представить значительное количество сервисов для получения информации из ведомств в виде сервисов ИШ ЭП СО.

3. Комбинировать использование автоматических (посредством веб-сервисов ведомственных информационных систем) и ручных (посредством блока 3 САМВ) сервисов в процессе оказания комплексных услуг.

4. Предоставить возможность оказания комплексных услуг как в автоматическом (посредством платформы ИШ ЭП СО), так и в автоматизированном (обработка в блоке 1 САМВ) режиме.

5. Предоставить возможность получения необходимой информации в соответствии с положениями ФЗ-210 через систему межведомственного обмена.

Подведение итогов реализации проекта

В рамках реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», департаментом информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Самарская область определена в качестве пилотного региона для реализации в 2011 году проекта по организации межведомственного взаимодействия.

Одним из первых предоставлять услуги в режиме «одного окна» начал МФЦ г.о. Тольятти. С августа 2011 года операторы МФЦ принимают заявления от граждан по 3 услугам:

1) Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;

2) Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

С 1 декабря 2011 года органы исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области приступили к обмену данными в САМВ в тестовом режиме. Тестирование позволило в установленные законом сроки полностью завершить ее отладку и устранить возможные сбои и недочеты.

Уже к концу 2011 года 90 государственных и муниципальных услуг, из которых 38 услуг являются пилотными, полностью были переведены в электронный вид. Для этих услуг настроено межведомственное взаимодействие согласно ТКМВ, и предоставлен доступ сотрудникам ведомств посредством САМВ.

С 1 февраля в Самарской области началась опытная эксплуатация САМВ. В рамках опытной эксплуатации реализовано межведомственное взаимодействие в электронном виде по 14 документам в рамках предоставления 20 государственных и муниципальных услуг на региональном уровне. В информационном обмене принимают участие 6 органов исполнительной власти Самарской области, центры занятости населения, органы социальной защиты и комитеты управления имуществом в муниципальных образованиях. Информационный обмен осуществляется с использованием электронной цифровой подписи, что придает используемым документам статус юридической значимости.

Показатели успешной разработки и внедрения САМВ на текущий момент следующие:

- 675 услуг (включая подуслуги и услуги, оказываемые подведомственными учреждениями) переведены в электронный вид;

- 116 документов (видов запросов), предоставляемых органами через САМВ, переведены в электронный вид;

- 16 ОИВ СО имеют доступ к САМВ;

- 37 ОМСУ СО имеют доступ к САМВ;

- 952 пользователя зарегистрированы в САМВ.

В период до 1 июля 2012 года в электронный вид будут постепенно переведены все государственные и муниципальные услуги, вошедшие в соответствующий список.