Проекты 2010 года 

 
Обеспечение сотрудников органов исполнительной власти Самарской области электронно-цифровой подписью


1. Актуальность проекта

Существующая система электронного документооборота, предназначенная для решения задач документационного обеспечения органов власти Самарской области, подготовки и контроля исполнения организационно-распорядительных документов не позволяет в полной мере использовать весь функционал юридически значимого документооборота. Между тем, участники информационного взаимодействия должны совершать действия по принятию к исполнению документов в электронной форме, удостоверенных электронно-цифровой подписью (далее – ЭЦП), и при этом нести ответственность за совершение либо не совершение этих действий.

Обеспечение сотрудников органов исполнительной власти (далее – ОИВ) персональными техническими средствами электронной идентификации и внедрение корпоративной системы ЭЦП позволит создать систему документооборота, которая с одной стороны будет использовать все преимущества электронного документооборота, но в тоже время в части подтверждения целостности и авторства документа будет аналогична бумажному.

2. Цели и задачи

Целью проекта является обеспечение сотрудников ОИВ ЭЦП. Реализация мероприятия позволит модернизировать существующую систему информационного взаимодействия ОИВ путем расширения ее возможностей: создание системы идентификации участников информационного обмена и обеспечение законности и юридической значимости данного взаимодействия посредством использования ЭЦП.

Использование криптографических функций в системах предоставления государственных и муниципальных услуг, а так же в прикладном программном обеспечении пользователя (почтовые и банковские системы, системы электронного документооборота) необходимо для дальнейшего развития системы межведомственного информационного взаимодействия, как неотъемлемой составляющей единого информационного пространства Самарской области.

3. Архитектура

В качестве носителя ЭЦП и технического средства электронной идентификации планируется использовать смарт-карту – социальная карта жителя Самарской области. Конструктивно, смарт-карта представляет собой защищенное устройство (пластиковая карточка). Чип, встроенный в смарт-карту, имеет энергонезависимую защищенную память и криптопроцессор (микрокомпьютер, имплантированный в пластиковую карту). В память чипа записывается уникальный закрытый ключ.

Для чтения смарт-карты пользователь помещает ее в карт-ридер (внешнее считывающее устройство, подключаемое к компьютеру через USB-порт), тем самым предъявляя уникальный материальный носитель, и вводит PIN-код (осуществляет подтверждение). Таким образом, последовательно осуществляется три связанных процесса:

- идентификация – процедура распознавания пользователя по его идентификатору;

- аутентификация – процедура доказательства того, что пользователь на самом деле является тем, за кого себя выдает;

- авторизация – процедура предоставления пользователю определенных прав доступа к ресурсам системы.

На смарт-карту можно нанести фотографию ее обладателя, что будет служить дополнительным инструментом визуального контроля для прохода в здание и для прохода на отведенные этажи, помещения (кабинеты).

4. Результаты

Модернизация системы межведомственного информационного взаимодействия предусматривает поэтапное развитие, начиная от организации работы в системах в здании Правительства Самарской области и заканчивая включением в систему территориальных подразделений министерств и органов муниципальной власти области. В общей сложности на начальном этапе модернизации системы в 2010 году было выдано около 1000 электронных носителей ЭЦП сотрудникам органов исполнительной власти, а в перспективе к моменту завершения проекта – будут охвачены все сотрудники органов местного самоуправления Самарской области.

В ходе реализации проекта по обеспечению сотрудников ОИВ Самарской области ЭЦП было сделано следующее:

- создана система идентификации участников информационного обмена;

- обеспечена законность и юридическая значимость взаимодействия ОИВ посредством использования ЭЦП;

- минимизирован риск утечки информации за счет повышения конфиденциальности информационного обмена;

- гарантирована достоверность документации.