Проекты 2009 года 

 

Реализованные проекты

Выполнение работ по созданию системы актуализации паспортных данных населения Самарской области

1. Общие сведения

Система актуализации паспортных данных населения Самарской области предназначена для упрощения межведомственного взаимодействия органов власти по обмену сведениями о гражданах, проживающих на территории Самарской области, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, ведущими персональный учет населения. При этом сбор, обработка, а также любое иное использование персональных данных государственными органами Российской Федерации осуществляются исключительно на основании законов Российской Федерации, прямо предписывающих такие действия с персональными данными в рамках реализации государственных и муниципальных функций.

Персональные данные о населении необходимы органам исполнительной власти и местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, сбора налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения основных прав и защиты свобод граждан.

Данная система позволит предоставлять сведения о регистрации, составе семьи и персональным данным в различные ведомства и органы власти (центры социальной поддержки населения, управления жилищной политикой, управления федеральной миграционной службы).

2. Цели проекта

Основной целью создания системы актуализации паспортных данных населения Самарской области (далее – Система или САПД) является актуализация информационного ресурса, предоставляющего сведения обо всем населении Самарской области, для его последующего межведомственного использования органами исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области с целью идентификации человека и последующего предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, получение справок о составе семьи и регистрации гражданина и других документов в электронном виде.

Сведения о гражданах являются системообразующей информацией, на базе которой осуществляется интеграция ведомственных персональных данных в процессе обработки электронных запросов, поэтому важно обеспечить актуализацию сведений о населении на муниципальном уровне, по месту формирования данной информации и ее доступность для органов государственной власти и местного самоуправления Самарской области при обработке электронных запросов и оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Персональные данные о населении необходимы органам исполнительной власти и местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, сбора налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения основных прав и защиты свобод граждан.

В ходе проекта должны быть разработаны инструментальные средства для реализации на региональном уровне системы, интегрирующей персональные данные о населении от паспортных столов и использование данных сведений ведомственными информационными системами в процессе предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

3. Задачи проекта

  • Создание регионального банка данных детальной, актуальной и достоверной информации для анализа состояния и перспектив развития региона.
  • Устранение (исключение) дублирования сбора данных и многократного ввода персональных данных в различные системы учета.
  • Обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения.
  • Создание единообразной системы паспортных столов на всей территории области.
  • Повышение качества и эффективности предоставления органами власти населению и организациям государственных и муниципальных услуг, реализацию адресного и дифференцированного подхода к предоставлению социальной помощи, медицинского и пенсионного обеспечения.
  • Предоставление гражданину государственных и муниципальных услуг в электронной форме и получение в электронном виде справок по составу семьи и месту регистрации гражданина.
  • Уменьшение времени затрачиваемого человеком на подтверждение персональных данных в различных органах власти при получении государственных и муниципальных услуг.
  • Упрощение взаимодействия органов власти и населения, внедрение технологий «единого окна» в процедуры информационного обслуживания населения.
  • Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории муниципального образования и Самарской области.
  • Обеспечение в автоматизированном режиме организаций, занимающихся учетом отдельных категорий населения (органы социального обеспечения, военкоматы, налоговые инспекции и т.д.), актуальной информацией о зарегистрированном населении.
  • Оптимизацию контроля над миграционными процессами и повышение эффективности борьбы с преступностью и правонарушениями.

Повышение эффективности планирования органами власти мер в сфере социально-экономического развития.

4. Реализация проекта

В основу разрабатываемой системы положены централизованные базы данных и интерактивные веб-сервисы, обеспечение информационной безопасности за счет использования средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и электронных цифровых подписей, журналирования обращений пользователей к базе данных.

Основными принципами, заложенными в ходе реализации, являются:

  • Легкая расширяемость на пополнение данными (через веб-сервисы)
  • Доступность и предоставление сведений в электронном виде
  • Защищенность информации (за счет использования средств криптографической защиты информации).

Данная система будет являться частью "Социального регистра населения Самарской области" и позволит обеспечить дистанционное оформление пакета документов и внедрение технологий «единого окна» в процедуры информационного обслуживания населения.

5. Пользователи системы

Пользователями Системы на федеральном уровне являются органы государственной власти Российской Федерации, уполномоченные государственные организации, осуществляющие в рамках выполнения возложенных на них функций использование персональных данных.

Пользователями Системы на региональном уровне являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов государственной власти, в компетенцию которых входит учет населения, а также ведомства и уполномоченные государственные организации, оказывающие в установленном порядке услуги организациям и населению.

Пользователями Системы на муниципальном уровне являются органы местного самоуправления, потребители из территориальных подразделений органов государственной власти, организации, осуществляющие паспортно-регистрационный учет населения и население Самарской области, использующие информацию о населении для предоставления государственных и муниципальных услуг:

  • органы социальной защиты населения;
  • отделы паспортного учета – подразделения жилищно-эксплуатационных организаций, в том числе коммерческие паспортные столы (ТСЖ);
  • территориальные органы и организации по труду и социальной защиты населения;
  • органы по миграции населения.

6. Архитектура решения

6.1. Архитектура Системы

Реализуемая Система должна стать элементом регистра населения в архитектуре электронного правительства Самарской области.

Архитектура Системы должна включать:

  • клиентское программное обеспечение – уровень паспортных столов (внесение данных, формирование справок);
  • серверное программное обеспечение – региональный уровень (хранение и обработка данных, запрос справок из паспортных столов).

Система должна работать на базе СУБД Oracle версии не ниже 10i.

Данные, вносимые на уровне паспортных столов, должны сохраняться на региональном сервере Системы, исключая хранение персональных данных на уровне муниципальных отделов паспортного учета населения и обеспечивая возможность распределенного внесения паспортных сведений граждан всеми операторами отделов паспортного учета населения.

Региональный уровень Системы должен обеспечивать хранение паспортных сведений граждан, а также доступ к данным для пользователей Системы и предоставление им в электронной форме справок о составе семьи и месте регистрации гражданина.

На региональном уровне должен осуществляться учет совершенных запросов на предоставление электронных справок, содержащих:

  • наименование учреждения, запросившего электронную справку;
  • ФИО должностного лица, сформировавшего запрос;
  • причину запроса электронной справки;
  • отдел паспортного учета населения, сформировавший справку;
  • ФИО должностного лица отдела паспортного учета, заверившего справку ЭЦП;
  • наличие уведомления гражданину о совершенном запросе;
  • информацию о прочтении уведомления гражданином.

Архитектура решения должна поддерживать асинхронную работу по предоставлению электронных справок.

Система должна взаимодействовать с интеграционной шиной электронного правительства и предоставлять с ее помощью интерфейсы для взаимодействия с внешними системами.

6.2. Функциональные возможности Системы

Система должна обеспечивать следующие возможности:

  • актуализацию и хранение паспортных данных жителей Самарской области;
  • выдачу справок о составе семьи в документальном и электронном виде;
  • выдачу справок о месте регистрации гражданина в документальном и электронном виде;
  • возможность предоставления сведений о населении в органы государственной власти и местного самоуправления, организации в машиночитаемом виде;
  • предоставление сведений о регистрационном учете для Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации;
  • поддержку веб-сервисов для защищенного доступа к паспортным данным для внешних авторизованных пользователей (сервисов).

Первичное наполнение системы должно осуществляться работниками паспортного стола, которые с использованием Системы должны вносить паспортные данные граждан, формировать и подписывать ЭЦП электронные справки о составе семьи и месте регистрации граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» для обеспечения авторства электронного документооборота информационных систем должна использоваться электронная цифровая подпись.

Справка о составе семьи и справка о месте регистрации гражданина являются текстовыми документами, заверенными ЭЦП должностного лица отдела паспортного учета населения.

Сведения об органах исполнительной власти и местного самоуправления, сделавших запросы на электронные справки, должны быть доступны для гражданина через АПК «Интернет-киоск».

6.3. Клиентское программное обеспечение Системы

Клиентское программное обеспечение, устанавливаемое на рабочих местах сотрудников паспортных столов, должно выполнять следующие функции:

  • создание и ведение поквартирной карточки;
  • создание и ведение карточки регистрации гражданина;
  • идентификация гражданина по различным реквизитам;
  • формирование справок, отчетов и реестров, используемых как специалистами паспортных столов в своей работе, так и выдаваемых гражданам;
  • ведение архива поквартирных карточек и карточек регистрации;
  • использование кассового аппарата для учета предоставленных гражданину услуг, оказываемых паспортно-регистрационными службами в частном секторе;
  • формирование и проверка электронно-цифровой подписи справки о составе семьи;
  • формирование бланков документов по паспортно-регистрационному учету для УФМС с использованием двухсторонней печати;
  • формирование бланка для получения в письменной форме согласия граждан на обработку персональных данных (Федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных»);
  • формирование реестров документов, используемых специалистами паспортных столов, в Microsoft Excel и OpenOffice Calc;
  • шифрование передаваемых по каналам связи данных с использованием средств криптографической защиты информации;
  • сохранение данных из поквартирной карточки в XML-файл для его дальнейшей обработки в программном обеспечении администратора уровня паспортных столов при отсутствии канала связи.

Программное обеспечение администратора должно выполнять следующие функции:

  • импорт XML-файлов, сформированных программным обеспечением рабочего места сотрудников паспортных столов, в базу данных;
  • формирование протокола загрузки XML-данных.

Клиентская часть программного обеспечения не должна осуществлять непосредственного хранения данных на ПК конечного пользователя. Для получения данных клиентская часть должна отправлять запрос к региональному серверу по протоколу HTTP(S). Данные в запросе предаются в формате XML.

Клиентская часть программного обеспечения должна получать, и обрабатывать данные от сервера в формате XML и не иметь локальной БД для хранения данных. При отсутствии канала связи программное обеспечении должно позволять сохранять данные из поквартирной карточки в XML-файл для его дальнейшей обработки.

Передача данных должна осуществляться с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.

6.4. Серверное программное обеспечение Системы

Серверное программное обеспечение Системы должно осуществлять обработку запросов, полученных от клиентской части программного обеспечения: сохранение, удаление, изменение, чтение и предоставление данных, авторизация пользователей, ведение картотеки паспортных данных населения Самарской области, формирование реестра населения Самарской области, управление правами доступа для внешних систем к данной информации.

Серверное ПО должно поддерживать работу с электронными справками: хранение подписанных ЭЦП справок, передача запроса на формирование справки на уровень отдельных паспортных столов.

Обмен данными между клиентской и серверной частью должен осуществляться по протоколу HTTP(S) с использованием средств криптографической защиты информации.

Для непосредственного приема данных по протоколу HTTP(S) с клиентской части должна использоваться СУБД Oracle версии не ниже 10i. В качестве средства криптографической защиты информации необходимо использовать сертифицированное программное обеспечение.

На сервере также должны храниться сформированные справки в электронном виде, заверенные ЭЦП работника паспортной службы, выдавшего справку.

Взаимодействие с внешними информационными системами для предоставления персональных данных по запросу, а также предоставления электронных справок о составе семьи и месте регистрации гражданина должно осуществляться с помощью веб-сервисов.

6.5. Интеграция с внешними системами

Система должна быть интегрирована с мультиагентной интегрированной информационной системой министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, направленной на оказание адресной помощи населению (аппаратно-программный комплекс «Интернет-киоск» и автоматизированное рабочее место «Менеджер по работе с населением»).

7. Обеспечение информационной безопасности

В целях обеспечения безопасности информационных систем необходимо обеспечить:

  • защиту информации, содержащейся в Системе, от уничтожения, изменения и блокирования доступа к ней;
  • постоянный контроль возможности доступа неограниченного круга лиц к информационным системам общего пользования;
  • восстановление информации, измененной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, в течение не более 8 часов;
  • использование при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям средств защиты информации, прошедших оценку соответствия (в том числе, в установленных случаях, сертификацию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проектируемая информационная система актуализации паспортных данных соответствует второму классу персональных данных.

Защита информационной системы должна включать:

  • защиту информации от несанкционированной модификации и разрушения на всех этапах ее обработки, хранения и передачи;
  • аутентификацию сторон, производящих обмен информацией (подтверждение подлинности отправителя и получателя);
  • разграничение прав пользователей и обслуживающего персонала при доступе к информационным ресурсам ИС;
  • возможность доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала ИС;
  • защиту информации от несанкционированного доступа средствами проверки полномочий пользователей и обслуживающего персонала на использование информационных ресурсов ИС;
  • защиту от несанкционированной модификации программного обеспечения, включая защиту от внедрения «вирусов» в программные продукты;
  • дублирование информации путем создания резервных копий;
  • защиту от утечки по техническим каналам связи;
  • подтверждение авторства информации с использованием электронной цифровой подписи информации;
  • возможность ознакомления с собственными персональными данными.

В соответствии с Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах необходимо провести ряд мероприятий, включающих в себя:

а) определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе модели угроз;

б) разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных, обеспечивающей нейтрализацию предполагаемых угроз с использованием методов и способов защиты персональных данных, предусмотренных для соответствующего класса информационных систем;

в) проверка готовности средств защиты информации к использованию посредством экспериментальной проверки на основе модели угроз с составлением заключений о возможности их эксплуатации;

г) установка и ввод в эксплуатацию средств защиты информации в соответствии с эксплуатационной и технической документацией;

д) обучение лиц, использующих средства защиты информации, применяемые в информационных системах, правилам работы с ними;

е) учет применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, носителей персональных данных;

ж) учет лиц, допущенных к работе с персональными данными в информационной системе;

з) контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;

и) разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей персональных данных, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности персональных данных или другим нарушениям, приводящим к снижению уровня защищенности персональных данных, разработку и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений;

к) описание системы защиты персональных данных.

8. Результаты

В 2009 году была создана Система актуализации паспортных данных.

В рамках пилотного проекта к Системе актуализации паспортных данных были подключены 5 паспортистов г.о. Чапаевск.

Автоматизация деятельности паспортно-учетной службы и внедрение системы актуализации паспортных данных населения Самарской области позволили:

Сократить очереди в паспортные столы, благодаря автоматизации работы специалистов;

Назначить меры социальной поддержки населения без личного обращения получателя;

Уменьшить время на получение государственных и муниципальных услуг;

Сократить время обслуживания паспортистом одного человека;

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления получили актуальную и достоверную информацию о населении, проживающем и временно пребывающем на территории муниципального образования и Самарской области;

Оптимизировать контроля над миграционными процессами;

Эффективно планировать меры в сфере социально-экономического развития;

Устранить дублирование сбора данных и многократного ввода персональных данных в различные системы учета.