События 

 

Руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин рассказал в интервью «Самарскому обозрению» о ходе реализации проекта «Безопасный город» в регионе

В России по поручению Президента РФ В.В.Путина разработан проект комплексной программы по обеспечению безопасности «Безопасный город». В ее рамках города, принимающие Мундиаль, уже начали развертывать специализированные комплексы и системы. На какой стадии реализации находится проект «БГ» в Самаре? С какими проблемами уже успели столкнуться его кураторы? Какие инвестиции уже затрачены? На эти и другие вопросы «СО» ответил руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Станислав Казарин.

- Что представляет собой проект «Безопасный город»? Какие средства необходимы для его реализации в губернии?

- Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» - это совокупность систем, развернутых в рамках города или региона, объединенных единой информационной средой, и направленных на обеспечение технической поддержки службам общественной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, экологического мониторинга. На самом деле программа масштабная и выполняется в несколько этапов. Главным куратором проекта выступает МЧС России. Реализацией её в регионе занимаются сразу несколько ведомств, включая региональные департамент общественной безопасности,  департамент информационных технологий и связи, муниципалитеты. В целом проект в масштабах всей губернии можно оценить в 4-5 млрд рублей. Понятно, что это очень большая сумма и необходимо исходить из реальных возможностей, расставлять приоритеты, потому что такая цифра одномоментно для областного бюджета неподъемна. Поэтому проекты будут выполняться поэтапно, с привлечением федеральных средств и поиском дополнительных источников финансирования.

- Какие направления «БГ» сегодня приоритетны и будут развиваться в ближайшие годы?

- Комплексная программа состоит из огромного количества проектов, которые взаимоувязаны друг с другом. Здесь и служба вызова по единому номеру «112», система оповещения населения (сирены, датчики, всевозможные теле- радиосигналы), рассылка информации на сотовые телефоны, камеры видеонаблюдения в общественных местах и торговых центрах, домофоны многоквартирных домов, оснащенные видеоглазком. Сюда же входят системы химического и радиационного мониторинга, гидрологической и сейсмической обстановки. На дорогах должны появиться системы весового контроля, системы управления общественным транспортом и светофорами. Все это и есть «Безопасный город». Если проект рассматривать в комплексе, то он, конечно, огромный и сложный. Концепция «БГ» утверждена Правительством РФ, а при ее реализации каждый регион для себя определяет приоритетные направления. Например, в нашей губернии ежегодно возникает проблема паводковой ситуации на реке Большой Иргиз. Для реки Волги эта ситуация менее выражена за счет гидротехнических сооружений. При этом сами гидротехнические сооружения, а также химические и нефтеперерабатывающие заводы, которые расположены в городах, является серьезной нагрузкой на экологическую обстановку. С этой точки зрения для нашей области важна гидрологическая обстановка, контроль за загрязнением окружающей среды и оперативное реагирование на всевозможные угрозы, связанные с техногенными авариями.

- Какие ведомства курируют проекты «БГ» в губернии? Каковы предполагаемые инвестиции в проекты?

- У нас это департамент общественной безопасности, который ведет несколько направлений, связанных как раз с видеонаблюдением и системой оповещения населения. Департамент информационных технологий отвечает за систему «112». Стоит отметить, что сами проекты достаточно дорогостоящие. Вложения в систему «112» могут составить порядка 600 млн рублей. Здесь большой объем затрат связан с приспособлением помещений дежурно-диспетчерских служб в муниципалитетах, подведением к ним дополнительного электроснабжения, заземления, реконструкций зданий, необходимых для размещения оборудования и персонала. Система оповещения Самарской области оценивается в 500 млн рублей. Пилотный проект мы реализовали два года назад, вложив 30 млн рублей. Сейчас его надо развивать - произвести замену сирен, дооснащение, создать соответствующие центры смс-информирования, теле- радио обращения, установить датчики вокруг опасных производств. Также важно обеспечить безопасную интеграцию с системами мониторинга самих заводов, потому что, имея стык двух информационных систем, мы создаем потенциальную угрозу для внешнего воздействия.

- А кто выступает подрядчиками проектов?

- Все элементы «БГ» проходят через конкурсную процедуру. Систему видеонаблюдения в Самарской области реализует московское ЗАО «Открытые технологии-98». Фото- и видеофиксацию обеспечивает ПАО «Ростелеком». Система «112» еще не торговалась, нам это только предстоит. Надо ожидать, что придут компании достаточно сильные в кадровом и финансовом обеспечении, потому что проекты дорогие, долгосрочные, и имея 10 млн оборотных средств в этом проекте делать нечего. Там суммы инвестиций другого порядка. В этом году только на систему «112» мы получили из федерального бюджета более 18 млн рублей. Эти деньги пойдут на приобретение оборудования, которое необходимо для запуска пилотной зоны в Самаре и Новокуйбышевске.

- Когда планируется запустить систему «112» в действие? Какие трудности могут возникнуть при реализации этого направления?

- Мы рассчитываем, что уже в декабре опробуем систему. Здесь много технологических вопросов. Во-первых, нужно сделать, чтобы абоненты всех операторов при звонке на «112» попадали именно туда, куда нужно. Во-вторых, чтобы операторы проводной и мобильной связи позволяли позиционировать позвонившего. Это кстати технологическое новшество – сразу понимать, откуда идет звонок. Еще один момент организационный - что будет делать оператор «112»? Передает ли он просто вызов в 02, или как-то сопровождает этот звонок? Насколько различные оперативные службы готовы делиться информацией по обработке вызова? Я думаю, что не по всем сценариям это реально сделать. Но все эти случаи надо классифицировать, прописать по ним регламенты, потому что если завтра окажется, что кто-то не дозвонился и был нанесен вред здоровью, то это уже, извините, уголовное дело.

- Каким образом можно привлечь дополнительные средства на установку систем безопасности?

- Предполагается привлечение федеральных средств для подготовки к ЧМ2018. Дополнительно Губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин поддержал предложение, что средства от уплаты штрафов за нарушения зафиксированные комплексами фото- и видеофиксации, которые собираются в доход областного бюджета, как раз будут инвестированы в систему безопасности. С учетом того, что мы принимаем ЧМ по футболу в 2018 году, у нас есть конкретные обязательства, связанные и с системой видеонаблюдения, и с информированием населения, управлением общественным транспортом и светофорами. В первую очередь в эти проекты будут вкладываться средства, которые получаются от фотовидеофиксации. Другой вопрос, что со временем фото- видеофиксация не должна приносить каких-то сверхдоходов в областной бюджет, если мы станем соблюдать правила дорожного движения. А наша задача не провоцировать водителей нарушать, а наоборот побуждать правильно ездить и уважать других участников движения.

- Направление фото- и видеофиксации реализуется в регионе уже несколько лет. Есть какие-то ощутимые результаты?

- УГИБДД по Самарской области  развивает проект фото- и видеофиксации очень активно. По итогам 2015 года должны быть очень хорошие показатели снижения аварийности и смертности на дорогах. Мы рассчитываем, что все-таки у людей есть понимание, что эти камеры нужны не для того, чтобы штрафовать, а для того, чтобы был порядок на дорогах, предсказуемость поведения участников движения и меньше водительского хамства. Не зря сейчас в Самаре активно размещают камеры по направлению к ТЦ «Мега», «Московский», в районе завода «Электрощит», которые отслеживают движение по обочинам. Автомобили, которые поднимая столб пыли, двигаются по обочине и объезжают пробки – один из самых раздражающих факторов сегодня. В целом группировка стационарных и мобильных комплексов распределяется по всей территории области с учетом очагов аварийности. Также камеры фото-видеофиксации позволяют освободить сотрудников ГИБДД для сложной ответственной работы на других участках дорог и быстрее выезжать на место ДТП. Поэтому поддержка от наших пешеходов и водителей с точки зрения предложений, где лучше размещать камеры, для нас очень важна и востребована. Затраты бюджета в данном случае идут в первую очередь на то, чтобы изменить ситуацию на дорогах и перекрестках в лучшую сторону.

- Какие проблемы возникали при установке уже имеющихся элементов «БГ» в регионе и с какими только предстоит столкнуться?

- Мы живем в рамках программно-целевого планирования. Если мы тратим деньги, то должны получить конкретные изменения показателя в лучшую сторону. Эти показатели должно разработать для нас МЧС России. Сколько камер видеонаблюдения должно быть в Самарской области? 100 или 1000? Сколько комплексов видеофиксации должно быть? Необходим научно и методически обоснованный подход к выбору и оценке показателей - в зависимости от плотности движения, от количества населения, город миллионник или нет, нужны соответствующие количественные характеристики. Они необходимы для того, чтобы обоснованно доказывать, что мы движемся в правильном направлении при построении системы. Понятно, что мы подойдем к выполнению этих показателей с учетом того, как организованы наши города, с учетом их особенностей. Но общие характеристики все равно должны быть. При этом расчетные методы не могут отличаться от региона к региону, чтобы можно было сравнивать друг друга. Мы знаем сколько тратит средств Казань или Нижний Новгород, сравниваем с Самарой или Тольятти – возникнет вопрос: а почему так дорого или на чём съэкономили? Во-вторых, должны быть унифицированные сценарии взаимодействия служб экстренных и оперативных служб. Сейчас пока это отдано на решение регионов, а регулирование должно пойти из центра. Необходимы общие правила по всей стране. В-третьих, существуют некоторые регламенты, но пока нет достаточного опыта взаимодействия и их использования у регионов. Как они будут работать - непонятно. Регламенты написаны, исходя из здравого смысла и наших представлений об идеальных ситуациях, но иногда они, к сожалению, не соответствуют реальному жизненному применению. Поэтому ещё придется найти ответы на множество вопросов.

- С обозначенным полем проблем регион успеет внедрить намеченные направления «БГ» к предстоящему мундиалю 2018 года?

- Я думаю, что большую часть задач вполне реально запустить в течение полугода-года. Естественно при наличии финансирования и желания всех участников достигнуть результата. Мы и в 2016, и 2017 году можем приступить к выполнению этих задачам и их решить для Самары и Тольятти. Мы понимаем, что 2018 году у нас будет качественно иная ситуация в Самаре, Тольятти, Сызрани, Чапаевске, других городах. Все получат новые технологические, организационные и социальные преимущества от подготовки к ЧМ. То, что мы благодаря, в том числе, усилиям губернатора получили право проведения ЧМ - это огромное благо для Самарской области. Надо бороться за проведение у нас следующих масштабных мероприятий. Это привлекает значительные дополнительные ресурсы в регион. (с) А.Кижапова. «Самарское обозрение»