Новости отрасли 

 

В Минобрнауки определят, как вернуть России лидерство в области робототехники

Участники второго заседания Координационного совета Минобрнауки России по робототехнике, которое пройдет в четверг в Петербурге, определят, как обеспечить ее развитие опережающими темпами и вернуть России лидерство в этой области. Они посетят молодежные соревнования по робототехнике "Кубок РТК" (робототехники и технической кибернетики) и обсудят "Концепцию создания и внедрения образовательной научно-технологический платформы по робототехнике "Робототехника и мехатроника '2100" со сроками реализации в 2016-2020 годах". Об этом сообщили ТАСС в ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

Как рассказал ранее ТАСС директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов, перед Координационным советом стоит задача создать возможности для развития российской робототехники опережающими темпами. "Тот уровень, который мы фиксируем сейчас, говорит об отставании, но не сильном", - уточнил он.

Поэтому внимание к теме и приложение усилий для развития российской робототехники позволит ликвидировать небольшое отставание и выйти на лидирующие позиции. Салихов подчеркнул, что важность работотехники - в ее междисциплинарности. Она объединяет микроэлектронику, программное обеспечение, конструкторские разработки, являясь одной из самых конвергентных научных областей, а также открывает огромные возможности в области технического творчества.

"Кубок РТК" будут тиражировать

Популяризацию робототехники предполагается вести с помощью молодежных соревнований, олимпиад, конкурсов, летних и зимних школ, профильных специализированных смен по робототехнике для талантливой творческой молодежи различных возрастных групп.

"Мы хотели бы, в частности, придать "Кубку РТК" статус всероссийской олимпиады, чтобы победители получали льготы при поступлении в технические вузы страны", - рассказал ранее ТАСС директор-главный конструктор ЦНИИ РТК Александр Лопота.

Соревнования "Кубок РТК" проводятся 4-й год подряд. В них могут участвовать ребята в возрасте от 10 до 25 лет, объединенные в команды, в каждой из которых минимум по два ребенка - конструктор и программист и учитель-наставник.

В их задачу входит провести робота по полигону с полосой препятствий, имитирующих лед, болота, наклонные спуски и подъемы и даже буераки (роль буерака играют деревянные столбики разной высоты собранные в труднопроходимое препятствие), подняться в четырехъярусную башню и по пути собрать маяки из жестяных банок и разложить их на поля соответствующего маякам цвета. Конструкция работа не имеет значения. Есть лишь ограничения по габариту - по 40 см в длину и ширину и 60 см в высоту, по весу - 50 кг и по способу управления - не разрешается использовать инфракрасные пульты.

До 2020 года в робототехническое творчество вовлеку всю Россию

Популяризация - лишь один из аспектов "Концепции создания и внедрения образовательной научно-технологический платформы по робототехнике "Робототехника и мехатроника '2100". Документ включает четыре основных содержательных блока: методика, инфраструктура, популяризация и совершенствование педагогических компетенций. Методика включает создание единых базовых учебных модулей, организацию дистанционного обучения и разработку дополнительной предпрофессиональной программы "Робототехника и Мехатроника".

Инфраструктура представляет собой последовательность действий по созданию и оснащению учебных и испытательных центров по робототехнике с целью апробации технических решений и проведения испытаний учебных и макетных образцов робототехники в натурных условиях в формате робототехнических конструкторских бюро для школьников и студенческих конструкторско-технологическое бюро.

В основе концепции лежит "обеспечение единого подхода к созданию, функционированию и развитию современной региональной системы профессиональной ориентации и обучения молодежи специальностям по базовому направлению "Мехатроника и робототехника". Ее основная цель - создание "механизма подготовки инженерных кадров и специалистов высшей квалификации, способных решать задачи междисциплинарного характера, связанные с развитием отечественной робототехники".

На первом этапе реализации концепции в 2016-2018 годах будут разработаны механизмы управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения проекта и реализованы пилотные проекты регионального масштаба. На втором этапе в 2019-2020 годах будет осуществляться тиражирование пилотных проектов, а также лучших практик реализации мероприятий дорожной карты в субъектах Российской Федерации.

Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) создан в 1968 году как ОКБ технической кибернетики. С 1981 года носит нынешнее название. Здесь разработаны системы управления мягкой посадкой космических кораблей - ею обладает до сих пор только Россия.

В 1986 году для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в институте создали новый вид техники - экстремальную робототехнику, способную работать в условиях, недоступных человеку. Также сотрудники ЦНИИ создали манипулятор для сбора спутников с орбиты для советского многоразового космического корабля "Буран" и несколько поколений роботов для МЧС и других областей жизни.

ТАСС