Новости отрасли 

 

Банки смогут проверять данные граждан через СМЭВ

Банки получат возможность проверять данные своих клиентов — физических лиц с использованием баз данных госорганов и внебюджетных фондов (ФМС, ФНС, ПФР, ФФОМС) через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), следует из опубликованного накануне вечером распоряжения правительства.

В соответствии с распоряжением, федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации предписано в трехмесячный срок организовать информационное взаимодействие и предоставление документов (сведений) в электронном виде Банку России, кредитным организациям и конкурсным управляющим.

Ранее, в соответствии с действующим распоряжением, эти организации могли получать сведения от миграционной службы (ФМС), налоговой службы (ФНС), службы судебных приставов (ФССП) и Росреестра. Теперь в число поставщиков информации вошли Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, а в перечень сведений включены подтверждения данных, предоставленных заявителем в кредитную организацию.

В перечень документов, обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, добавлены следующие пункты:

  • сведения о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества (если имеется), серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента — физического лица (ФМС России);
  • сведения о подтверждении соответствия паспортных данных (фамилия, имя, отчество (если имеется), серия и номер паспорта) и идентификационного номера налогоплательщика, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента — физического лица (ФНС России);
  • сведения о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества (если имеется) и страхового номера индивидуального лицевого счета, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента — физического лица (Пенсионный фонд Российской Федерации);
  • сведения о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества (если имеется) и номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента — физического лица (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Из распоряжения следует, что банкам будут передаваться подтверждения соответствия предоставленных в банк пользователем данных о себе, но не указано явным образом, будут ли при этом предоставляться банкам персональные данные клиентов. В распоряжении также ничего не говорится о необходимости информирования и получения согласия клиентов на проверку представленных ими данных через систему межведомственного электронного взаимодействия, как и о том, в каких случаях она будет производится.

Срок предоставления указанных сведений составляет не более 1 минуты с момента получения запроса, указано в документе.

На данный момент на получение, например, выписок из налоговой по юридическим лицам может уходить до 10 дней. Даже в случае работы банков со специальными сервисами  ведомств поиск и получение информации занимает не менее часа, отмечают эксперты. К тому же, с сайтами могут возникать проблемы. Как сообщал Экспертный центр электронного государства, в прошлом году Ассоциация российских банков направила Центробанку письмо с жалобой на сложности с проверкой паспортных данных клиентов через базу паспортов на сайте ФМС и предложила наладить получение информации о паспортах через СМЭВ.

Напомним, что параллельно развивается обмен данными между банками и ПФР в рамках пилотного проекта, информацию о доходах заемщиков от ПФР банки начали получать в июне 2015 года. В июле на сайте госуслуг заработал сервис по автоматическому предоставлению банкам информации об индивидуальном пенсионном счете клиента. Информация предоставляется только с согласия заемщика и при его непосредственном участии: сформировав справку о состоянии счета в электронном виде, клиент через портал госуслуг перенаправляет ее в банк для подтверждения своих доходов.

Экспертный центр Электронного государства